20.05.2024г. в учреждении прошла беседа на тему «Дети без насилия»
Цель: донести до подростков понятие о жестокости, насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.
Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», воспитывать отрицательное
отношение к проявлениям насилия среди сверстников, формировать умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.
Ход мероприятия.
Жизнь - сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.
Как вы думаете какие случаи, действия можно назвать насилием?
(Ответы детей: это когда бьют, толкают, обзывают, унижают и т.д.)
Каким словом вы можете охарактеризовать людей, которые совершают эти действия? (Жестокими)
Что такое жестокость? (Ответы детей)
Послушайте, как дается это понятие в словаре.
Жестокость— морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Что такое насилие? Как вы считаете?
Это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно, это насилие.
Есть разные формы насилия, каждая из которых характеризуется по-своему.
- Психическое насилие - это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей. отвержение, изоляция, игнорирование.
- Эмоциональное насилие - это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства достоинства, постоянная критика.
- Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
- Сексуальное насилие - это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
- Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.
Где может совершаться насилие? (Обсуждение)
Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в молодежной среде.
Насилие может быть и в образовательном учреждении
Насилие в сети интернет.
Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (ответы учащихся).
Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям, учитель к ученику, ученик – к учителю. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии.
Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать правильно, а как неправильно. Я предлагаю вам бытовые ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного.
1 ситуация: Когда кто-то тебя нечаянно толкнул…
2 ситуация: Когда кто-то тебя обозвал…
3 ситуация: Когда дети спорят из-за одной вещи…
Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть таким маленьким, как спор, или же таким большим, как война. В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль. Возникает агрессивное поведение.
Скажите, что такое агрессивное поведение? Могут ли быть агрессивными дети, взрослые?
(ответы детей)
Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят игнорирование – непринятие в игры, разговоры. Скажите, вы в своей жизни сталкивались с чем-то подобным?
(ответы детей)
Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чем причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?
(ответы детей)
Часто безобидные шутки, игры тоже перерастают в агрессию, почему? Как отличить игру от агрессивного поведения?
(ответы детей)
Но как его избежать? Какие правила безопасного поведения вы можете предложить своим товарищам?
Давайте разобьемся на три группы.
- 1 гр.- Правила безопасного поведения дома
- 2 гр.- Правила безопасного поведения на улице
- 3 гр.- Правила безопасного поведения в сети интернет
Защита: (дети составляют памятки с помощью учителя)
Группа 1. Правила безопасного поведения дома
- Если сложилась критическая ситуация, то необходимо незамедлительно покинуть квартиру.
- Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.
- В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
- запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
- позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
- открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих: громко зовите: «На помощь», «Пожар» и т.д.
- если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.
Группа 2. Правила безопасного поведения на улице
Оцениваем ситуацию. Мы должны сказать себе, что перед нами – незнакомый человек.
Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то
ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его: вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное дело, по которому вы торопитесь. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут “заболтать” и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой).
Группа 3. Правила безопасного поведения в сети интернет
Лучше не выкладывать на всеобщее обозрение свой номер телефона,
адрес электронной почты и другую контактную информацию. Многие
социальные сети позволяют настраивать список тех, кто может
просматривать ваш профиль и отправлять сообщения. Можно, например,
сделать так, чтобы писать вам было разрешено только тем, с кем у вас подтверждена дружба – и при этом, конечно, стоит убедиться, что вы имеете
представление о каждом своем онлайн-друге. Будьте аккуратны с незнакомыми людьми. И со знакомыми будьте аккуратнее. Блокируйте подозрительных пользователей.
Люди и общение бывают разными: сегодня вы лучшие друзья, а завтра
злейшие враги. И совместные фотографии, видео, цитаты из переписок могут
быть использованы против вас. Поэтому прежде чем отправить что-то личное
даже хорошо знакомому человеку, подумайте, не превратится ли в
последующем этот контент в компромат.
Если у вас появились подозрения, что тот, кто пишет вам в интернете –
мошенник, смело блокируйте его. Это не займет много времени, но поможет
сберечь нервы и денежные средства. Многие из мошенников знают, как
вызвать жалость, обмануть, запугать и заговорить человека. Поэтому с
такими людьми лучше даже не вести бесед и смело отправлять в черный
список.
Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый человек имеет право на защиту от насилия.
-Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (ответы учащихся)
- Закон «О правах ребёнка»
- Конвенция «О правах ребёнка»
- Кодекс РБ о браке и семье
- Уголовный кодекс РБ
- Кодекс РБ об административных правонарушениях.
Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в милицию, суд, прокуратуру.
Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что делать в таком случае?
Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте вместе выясним, кто это может быть?
Кому МЫ доверяем?
(Доверяем милиции, психологу, учителям, друзьям, родственникам; работникам специальных центров, комиссии по делам несовершеннолетних).
Часто детям бывает очень страшно рассказать о том, что их обижают. Они боятся того, что отношение к ним со стороны одноклассников станет еще хуже и поэтому молчат. А бывает наоборот, ребенка обижают родители – наказывают за плохие отметки, бьют, обзывают. Но безвыходных ситуаций не бывает. Помните, что есть телефоны доверия, на которые вы сможете бесплатно и анонимно позвонить и рассказать о том, что происходит у вас в жизни.
Вернуться в раздел Воспитательная работа с учащимися